специальной (коррекционной) школы
«Улицы СВАО города Москвы, названные в честь героев Великой Отечественной войны»
(формирование ценностного отношения к людям, чьи имена вписаны в отечественную историю)
Возраст учащихся: 12-13 лет
Составили: классный руководитель Веркеенко Ирина Викторовна
воспитатель Свиридова Людмила Ивановна
Цель проекта:
формирование у учащихся с ментальными нарушениями чувства патриотизма на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне; обучение способам работы с текстовой информацией, использование новых информационных технологий.
Задачи проекта:
- расширять знания учащихся о героическом прошлом Родины;
- развивать познавательную активность; исследовательскую коммуникативную компетентность;
- создавать благоприятные условия для формирования умения выделять главную информацию, содержащуюся в готовых текстах;
- воспитывать активную жизненную позицию, чувство патриотизма на ярких примерах героизма людей в годы ВОВ, через уважение к прошлому и настоящему родного города;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Сроки реализации проекта: 5 недель
Предполагаемые результаты:
- формирование личностного отношения обучающихся к проявлениям героизма и самопожертвования во имя Родины;
- заинтересованность родителей в организации работы по патриотическому воспитанию детей;
- приобретение учащимися навыков поисково-исследовательской работы;
- расширение знаний о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы родного города;
- воспитание чувства патриотизма, уважения к павшим героям и живым ветеранам.
Продукт проектной деятельности:
создание видеофильма «Улицы СВАО города Москвы, названные в честь героев Великой Отечественной войны»
Актуальность проекта:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Это связано, прежде всего, с тем, что в сети содержатся огромное количество негатива, подрывающего врожденную веру и любовь к своему народу.
Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к родному городу, к родным и близким людям, гордость за героические свершения своего народа. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в государстве были чертой национального характера. К сожалению, в настоящее время наблюдается утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания. Празднование 75-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне способствует объединению и сплочению нашего народа и предоставляет безграничные возможности для формирования у детей первоначальных представлений об истории нашей Родины, для развития чувства справедливости, призывает любить Родину и близких.
Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
Методы и формы работы:
- классные часы
- беседы
- индивидуальная работа
- встречи с родителями
- экскурсии
- интервью
- анкетирование
- просмотры фильмов
- чтение художественной и документальной литературы
- анализ информации, размещенной на сайтах Интернет по теме исследования;
- посещение мест (виртуально), улиц СВАО города, названных именами героев ВОВ
Этапы проекта
Проект рассчитан на период с 06.04.2020 по 08.05.2020
Подготовительный этап с 06.04.2020 по 12.04.2020
Содержательный этап с 13.04.2020 по 30.04.2020
Итоговый этап с 05.05.2020 по 08.05.2020
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП включает в себя формирование проблемы, определение задач, изучение методической литературы по данной теме.
Задачи этапа:
- проанализировать имеющиеся в научной литературе подходы по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся;
- познакомить учащихся с целью проекта, замотивировать их на поисковую деятельность;
- обсудить с родителями проект, выяснить возможности, необходимые для его реализации;
- определить содержание деятельности всех участников проекта.
Проводятся:
- тематические беседы с детьми
1 «Дорогая моя столица»
2 «Подвиг, вошедший в историю»
- классный час «То памяти нашей голос живой»
- родительское собрание «Любовь к Родине начинается с семьи»
- анкетирование родителей и учащихся
Анкета для родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»
Данная анкета является анонимной (Вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.
- Считаете ли Вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
- Да
- Нет
- Что для Вас означает выражение «быть патриотом»?
______________________________________________________________________________
- Считаете ли Вы важным воспитание у детей нравственно-патриотических чувств?
- Да
- Нет
- Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
- В школе
- Дома
- В детском саду
- Есть ли у Вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
- Да
- Нет
- Что лично Вы делаете для воспитания у своего ребенка патриотизма?
______________________________________________________________________________
- Какой помощи в этом направлении ждете от школы?
______________________________________________________________________________
Опросник для учащихся
- Есть ли в нашем городе улицы, названия которых связаны с Великой
Отечественной войной?
______________________________________________________________________________
- Где находятся улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны, в нашем городе?
______________________________________________________________________________
- Какие подвиги были совершены этими людьми в годы Великой
Отечественной войны?
______________________________________________________________________________
Ожидаемые результаты:
- Подготовить участников проекта к работе
- Проанализировать ресурсы
- Спланировать работу
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП предполагает использование разработанных мероприятий в работе с учащимися, организацию совместной деятельности взрослого с ребенком.
1 блок «Улица героя ВОВ в Москве»
Продуктивно – познавательная деятельность с детьми по реализации проекта.
1. Практическое занятие «Улица героя на карте города»
2. Из воспоминаний Исаака Чайковского «Женя –Женечка» (К 90-летию лётчицы-героини Евгении Рудневой)
3. Чтение рассказа С. Баруздина «За Родину!»
4.Интервью родных, знакомых:
— Ваш возраст?
— Вы знаете название улицы, по которой проходите, или живете?
— Что Вы знаете об истории названия улицы?
5. Классный час «Я – исследователь». Составление плана описания улицы.
— Название улицы, когда была так названа, её местоположение.
— История человека, чьей фамилией названа данная улица.
6.Онлайн –консультация родителей
Промежуточный результат:
1.Встреча за «круглым столом» (о результатах интервью и данных улицы)
2. Памятка для родителей
- Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.
- Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
- Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
- Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.
- Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.
- Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них).
- Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.
- Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
- Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас.
- Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости.
2 блок «Не забываются героев имена»
— Виртуальная экскурсия на улицу героя
— «Битва за Москву» — фильм 1985 года режиссѐра Юрия Озерова.
— «Зоя»
— «Чтобы знали, чтобы помнили» (Рассматривание боевых наград)
— Беседа «Их подвиг – бессмертен!»
— Конкурс чтецов «Родина! Тебе мы присягали…»
— Изучение архивных документов. (Самые интересные факты из жизни героя будут отражены в «Боевом листке героя»)
Для оформления «Листка» учащийся предоставляет следующую информацию по герою ВОВ
1. Фото героя ВОВ.
2. ФИО, годы жизни (дата рождения – дата смерти, если нет в живых).
3. Место рождения (регион, район, населённый пункт).
4. В каком году был призван на фронт.
5. В каких боевых действиях принимал участие, на каком направлении, в каком полку или дивизии, в каком роде войск.
6. Какие награды и благодарности имеются, за что был награждён, были ли ранения.
7. Когда вернулся с фронта (если не вернулся, то где погиб, где похоронен).
8. Фронтовые документы, письма, если есть (сканированные или фото).
9. Чем занимался после войны, семья (коротко).
Промежуточный результат:
1. Оформление «Боевого листка героя»
Ожидаемые результаты:
Учащиеся:
- Знают факты, данные о биографии людей, в честь которых названы улицы, исторических событиях
- Умеют отвечать за результаты своего труда, так как успех в коллективной работе зависит от личного вклада каждого;
- осознают возможности применения информационных технологий, а также исторических знаний и умений для анализа и решения практических задач
Родители:
— привлечение родителей к активному участию в решении организационных (поставленных)задач;
— повышение педагогической культуры родителей и их заинтересованность в патриотическом воспитании детей
ИТОГОВЫЙ ЭТАП предполагает обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Оформление результата проекта в виде фильма.
Выступление на педагогическом совете.
Встреча в семейной гостиной
Результаты проекта:
Учащиеся:
- сформированы качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость; понимание и сопереживание другим людям.
- знают о людях, прославившихся подвигами военных лет.
- умеют самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, конструировать свои знания и оформлять информацию.
- умеют работать сообща, развивая свои творческие способности;
- сформировано чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги.
- проявляют уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.
Педагоги:
- повышение педагогической компетентности при организации процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей в онлайн — режиме.
Родители:
- понимают значимость духовно – нравственного и патриотического воспитания детей;
- обогатился опыт приемами сотрудничества и взаимодействия с ребенком и школой;
- повысилась компетентность в вопросах патриотического воспитания детей, в организации и проведении видео – экскурсий.
Главное в этой работе заключается в том, что в процессе патриотического воспитания у учащихся происходит осознание высших ценностей, идеалов и ориентиров социально значимых процессов и явлений реальной жизни. Работа над проектом наглядно показала, что настоящего гражданина- патриота возможно воспитать не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве его с взрослыми.