Тип урока: урок закрепления знаний
Цели:
- закрепить знания учащихся об изменении местоимений по лицам и числам;
- корригировать зрительное внимание, память, предпосылки доказательного мышления;
- воспитывать мотивацию к учению. Оборудование:
— мультимедийное оборудование + презентация — карточки для фронтальной работы Я МЫ ТЫ ВЫ ОН ОНА ОНО ОНИ
— карточки для индивидуальной работы с отрывками из басен И.А.Крылова (прилагаются в конце конспекта)
Ход урока:
I. Организационный момент.
Организация учащихся на учебную деятельность. Запись числа.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний и проверка домашнего задания.
— Откройте тетради, в которых делали домашнюю работу. — Что нужно было сделать?
— Какое нашли местоимение?
— На кого оно указывает?
(Ученики называют слова. Выкладываю их на доске)
— Какой частью речи являются эти слова?
— Каких местоимений не хватает? Назовите.
— Что такое местоимение?
— Сегодня мы продолжим изучение темы «Местоимение».
— Кто из вас вспомнит грамматические признаки местоимения?
— Тема нашего сегодняшнего урока «Лицо и число местоимений»
(записываем тему)
— Я начертила на доске таблицу лица местоимений и изменения его по числам. Давайте ее заполним, а помогут нам местоимения из домашнего задания.
— К 1 лицу относятся местоимения, которые указывают на того, кто говорит. Какое это местоимение? Какое число у этого местоимения?
(выкладываем на доске «Я»)
— Измените местоимение 1 лица, поставив его во множественное число. Какое местоимение получилось?
(выкладываем на доске «МЫ»)
— Ко 2 лицу относятся местоимения, которые указывают на того, кому говорят. Какое это местоимение? Какое число у этого местоимения?
(выкладываем на доске «ТЫ»)
— Измените местоимение 2 лица, поставив его во множественное число. Какое местоимение получилось?
(выкладываем на доске «ВЫ»)
— К 3 лицу относятся местоимения, которые указывают на того, о ком говорят. Какие это местоимения? Какое число у этих местоимений?
(выкладываем на доске «ОН», «ОНА», «ОНО»)
— Измените местоимения 3 лица, поставив их во множественное число. Какое местоимение получилось?
(выкладываем на доске «ОНИ»)
— Обратите внимание на местоимения 3 лица ед.ч. Назовите их. — Кто может сделать вывод?
— Какой вывод можно сделать, глядя на таблицу:
Местоимения имеют три лица, изменяются по числам, а в 3 лице единственного числа по родам.
2. Фронтальная работа.
— Для выполнения следующего задания вам потребуется внимание. Среди слов, которые появятся на экране, вам необходимо найти местоимение, выписать его и определить его грамматические признаки.
(работа с программой «Наставник» Ученики выписывают местоимение, объясняют грамматические признаки)
— Объясните, почему вы решили, что выписанные вами слова являются местоимениями?
3. Физминутка.
4. Игра «Вертушка».
— А сейчас, хоть вы уже и взрослые, я предлагаю вам поиграть. Вот в этот волчок. Правила просты. На гранях волчка написаны местоимения. Волчок укажет местоимение, а вы должны определить лицо и число, а еще составить с этим местоимением предложение.
— На кого указывает это местоимение в составленном тобой предложении?
(предложения записываются в тетрадь)
— Какие грамматические признаки местоимения вы знаете?
5. Индивидуальная работа.
— Посмотрите, пожалуйста, на экран. Чей портрет изображен?
(И.А. Крылова)
— К какому жанру литературы относятся произведения И.А.Крылова?
(Крылов писал басни)
— Какие басни Крылова вы знаете?
— Я предлагаю вам посмотреть на басни с точки зрения русского языка. В отрывках из басен пропущены местоимения. Впишите их, определите лицо, число и если возможно род.
Проверка. Ученик читает отрывок. Называет местоимение, лицо, число, если возможно род.
6. Домашнее задание.
— Дома, я предлагаю вам еще раз вернуться к творчеству И.А.Крылова и, прочитав басни, выписать три предложения, в которых встречается местоимение. Определить лицо и число.
III. Заключительная часть
- Подведение итогов урока — Какую тему изучали?
— Что нового узнали на уроке о местоимении? — Какие местоимения относятся к 1-му лицу? — Ко 2-му лицу?
— К 3-му лицу? - Оценивание работы. Выставление отметок
«Как милый Петушок, поѐшь ____ (_____________) громко, важно!»
_____________________________________________________
Тут Воробей, случась, промолвил им: «Друзья!
Хоть _____ (______________) охрипните хваля друг дружку,- Всѐ ваша музыка плоха…!»
_____________________________________________________
«Ай, Моська! Знать _____ (_______________) сильна, Что лает на Слона!»
_____________________________________________________
Зато на одного из них пришла беда:
_____ (_______________) костью чуть не подавился.
_____________________________________________________
«Постойте ж, я сыскал секрет,- кричит Осѐл,-
____ (______________) верно уж поладим, коль рядом сядем».
_____________________________________________________
«Пусть сохнет, — говорит Свинья –
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу ____ (_______________)».
_____________________________________________________
«А _____ (_______________), друзья, как ни садитесь Всѐ в музыканты не годитесь».
_____________________________________________________
«Ведь это Дереву вредит, —
Ей с Дубу Ворон говорит.-
Коль корни обнажишь, _____ (_______________) засохнуть может». _____________________________________________________