«Лицо и число местоимений». Конспект урока русского языка в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

    Тип урока: урок закрепления знаний

    Цели:

    — карточки для индивидуальной работы с отрывками из басен И.А.Крылова (прилагаются в конце конспекта)

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    Организация учащихся на учебную деятельность. Запись числа.

    II. Основная часть.

    1. Актуализация знаний и проверка домашнего задания.

    — Откройте тетради, в которых делали домашнюю работу. — Что нужно было сделать?
    — Какое нашли местоимение?
    — На кого оно указывает?

    (Ученики называют слова. Выкладываю их на доске)

    — Какой частью речи являются эти слова?
    — Каких местоимений не хватает? Назовите.
    — Что такое местоимение?
    — Сегодня мы продолжим изучение темы «Местоимение».
    — Кто из вас вспомнит грамматические признаки местоимения?
    — Тема нашего сегодняшнего урока «Лицо и число местоимений»

    (записываем тему)

    — Я начертила на доске таблицу лица местоимений и изменения его по числам. Давайте ее заполним, а помогут нам местоимения из домашнего задания.
    — К 1 лицу относятся местоимения, которые указывают на того, кто говорит. Какое это местоимение? Какое число у этого местоимения?

    (выкладываем на доске «Я»)

    — Измените местоимение 1 лица, поставив его во множественное число. Какое местоимение получилось?

    (выкладываем на доске «МЫ»)

    — Ко 2 лицу относятся местоимения, которые указывают на того, кому говорят. Какое это местоимение? Какое число у этого местоимения?

    (выкладываем на доске «ТЫ»)

    — Измените местоимение 2 лица, поставив его во множественное число. Какое местоимение получилось?

    (выкладываем на доске «ВЫ»)

    — К 3 лицу относятся местоимения, которые указывают на того, о ком говорят. Какие это местоимения? Какое число у этих местоимений?

    (выкладываем на доске «ОН», «ОНА», «ОНО»)

    — Измените местоимения 3 лица, поставив их во множественное число. Какое местоимение получилось?

    (выкладываем на доске «ОНИ»)

    — Обратите внимание на местоимения 3 лица ед.ч. Назовите их. — Кто может сделать вывод?

    — Какой вывод можно сделать, глядя на таблицу:

    Местоимения имеют три лица, изменяются по числам, а в 3 лице единственного числа по родам.

    2. Фронтальная работа.

    — Для выполнения следующего задания вам потребуется внимание. Среди слов, которые появятся на экране, вам необходимо найти местоимение, выписать его и определить его грамматические признаки.

    (работа с программой «Наставник» Ученики выписывают местоимение, объясняют грамматические признаки)

    — Объясните, почему вы решили, что выписанные вами слова являются местоимениями?

    3. Физминутка.

    4. Игра «Вертушка».

    — А сейчас, хоть вы уже и взрослые, я предлагаю вам поиграть. Вот в этот волчок. Правила просты. На гранях волчка написаны местоимения. Волчок укажет местоимение, а вы должны определить лицо и число, а еще составить с этим местоимением предложение.

    — На кого указывает это местоимение в составленном тобой предложении?

    (предложения записываются в тетрадь)

    — Какие грамматические признаки местоимения вы знаете?

    5. Индивидуальная работа.
    — Посмотрите, пожалуйста, на экран. Чей портрет изображен?

    (И.А. Крылова)

    — К какому жанру литературы относятся произведения И.А.Крылова?

    (Крылов писал басни)

    — Какие басни Крылова вы знаете?
    — Я предлагаю вам посмотреть на басни с точки зрения русского языка. В отрывках из басен пропущены местоимения. Впишите их, определите лицо, число и если возможно род.

    Проверка. Ученик читает отрывок. Называет местоимение, лицо, число, если возможно род.

    6. Домашнее задание.

    — Дома, я предлагаю вам еще раз вернуться к творчеству И.А.Крылова и, прочитав басни, выписать три предложения, в которых встречается местоимение. Определить лицо и число.

    III. Заключительная часть

    1. Подведение итогов урока — Какую тему изучали?
      — Что нового узнали на уроке о местоимении? — Какие местоимения относятся к 1-му лицу? — Ко 2-му лицу?
      — К 3-му лицу?
    2. Оценивание работы. Выставление отметок

    «Как милый Петушок, поѐшь ____ (_____________) громко, важно!»

    _____________________________________________________
    

    Тут Воробей, случась, промолвил им: «Друзья!
    Хоть _____ (______________) охрипните хваля друг дружку,- Всѐ ваша музыка плоха…!»

    _____________________________________________________
    

    «Ай, Моська! Знать _____ (_______________) сильна, Что лает на Слона!»

    _____________________________________________________
    

    Зато на одного из них пришла беда:
    _____ (_______________) костью чуть не подавился.

    _____________________________________________________
    

    «Постойте ж, я сыскал секрет,- кричит Осѐл,-
    ____ (______________) верно уж поладим, коль рядом сядем».

    _____________________________________________________
    

    «Пусть сохнет, — говорит Свинья –
    Ничуть меня то не тревожит;
    В нем проку мало вижу ____ (_______________)».

    _____________________________________________________
    

    «А _____ (_______________), друзья, как ни садитесь Всѐ в музыканты не годитесь».

    _____________________________________________________
    

    «Ведь это Дереву вредит, —
    Ей с Дубу Ворон говорит.-
    Коль корни обнажишь, _____ (_______________) засохнуть может». _____________________________________________________

    Я

    МЫ

    ТЫ

    ВЫ

    ОН

    ОНА

    ОНО

    ОНИ